Нелинейный видеоредактор Cinelerra

2

Обычно я использую нелинейный видеоредактор Kino (www.kinodv.org), при помощи которого можно захватывать видео с цифровой видеокамеры и редактировать результат. Но пользователь Linux не ограничен одним лишь Kino, сегодня познакомимся с еще одним мощным инструментом нелинейного монтажа Cinelerra.

История и версии

Создание Cinelerra вообще несколько окутано большой тайной. Программисты участвовавшие в разработке этого редактора работают в крупных компания, руководству которых не нравится, что их подопечные занимаются посторонними делами даже в свободное от основной работы время. Поэтому группа разработчиков, которая занимается созданием Cinelerra называет себя Heroine Virtual Ltd, а во вкладке About вы вместо настоящих имен увидите лишь их псевдонимы. Кстати помимо Cinelerra эта группа занимается разработкой еще нескольких полезных программ и библиотек для Linux. На сайте проекта heroinewarrior.com вы еще найдете видеопроигрыватель XMovie, библиотеки Libmpeg3 и QuickTime 4 Linux, микшерные утилиты Mix2000 и Mix2005. Если планируется параллельная обработка видео в кластере на нескольких компьютерах, вам понадобится еще одна разработка Heroine Virtual Ltd. – FIREHOSE, которая умеет передавать информацию одновременно через несколько сетевых интерфейсов. Все продукты доступны по лицензии GNU GPL. Изначально Cinelerra разрабатывалась исключительно для Linux, но сегодня возможна сборка и в других Unix-подобных операционных системах, даже в Mac OS X.

            Первая версия Cinelerra появилась на свет 1 августа 2002 года. Его основой послужил видеоредактор Broadcast2000, разрабатываемый раннее этой же группой с 1996 года, не очень симпатичный и удобный. Но это была одна из вообщем-тоудачных попыток создать бесплатный инструмент для редактирования видео, который еще в те времена умел обрабатыватьвидеофайлы размером 64 терабайта. От Broadcast2000 Cinelerra достался и интерфейс также собственной разработки Heroine. Хотя премьероподобный интерфейс некоторые пользователи критикуют, некоторые считают его вполне удобным идостаточным. На первых порах, когда еще начинался проект, возможностей Gtk не хватало, а Qt еще был закрыт, именнопоэтому разработчики вынуждены были написать свою библиотеку. Сегодня ситуация несколько изменилась, но разработчикисчитают, что использование Gtk или Qt только усложнит код. С другой стороны все прекрасно понимают, что в коммерческихпроектах на интерфейс тратится очень большие усилия, часто нововведения заключаются лишь в анимировонных кнопках идругих чисто косметических изменениях. В Cinelerra этим не хотят заниматься. Кстати изначально мрачноватый интерфейсможно развеселить при помощи скинов.

Большая часть кода редактора и все библиотеки написаны на С, со вставками С++ и Accembler. Практически сразу уосновного проекта размещающего по адресу heroinewarrior.com/cinelerra.php3 (страница sourceforge.net/projects/heroines/ также принадлежит Heroine Virtual Ltd.) появился форк – Cinelerra-CV (cv.cinelerra.org). Причина его появления проста. Дело втом, что релизы от Heroine появляются с периодичностью полгода, за это время в коде, как правило, уже находятся ошибки, появляется необходимость в добавлении некоторых функций плюс некоторое не согласие с основной линией разработки. Вотэтим и занимаются в Cinelerra-CV. Ветка SVN разрабатываемая Heroine собирается в архив, накладываются патчи. Естьвероятность того, что некоторые нововведения появятся затем и в основном Cinelerra, но это не обязательно.

Сам проект удостаивался наград, в частности “MAKING THE CUT” на Electronic Media Show 2004, как лучший продукт. Неговоря уже о том, что он востребован профессионалами. Кроме того, Cinelerra интегрирован в некоторые аппаратные исофтовые решения.

Возможности Cinelerra

Вообще не смотря на некоторую схожесть интерфейса, навыки работы с Adobe Premiere вам пригодятся мало, хотя это не значит что они не желательны. Здесь многие вопросы реализованы несколько по-другому, или их вообще нет. Например, импульсивное желание просто захватить мышкой фрагмент видео и перенести в другое место закончится неудачей. Но выделив любую часть видео, его можно затем вырезать, удалить, скопировать и вставить в любое место. В Cinelerra имеется все присущее современным коммерческим видеоредакторам: визуальные эффекты в реальном времени, реверс, захват и вывод видео на FireWire, захват видео с устройств Video4Linux и DVB карт, экрана компьютера и некоторых других. Поддерживается видео HDTV, и популярные видео (MPEG-1, 2, 4, QuickTime, AVI) и аудио форматы (WAV, PCM, AIFF, AC3 audio, OggVorbis и MP3) и драйвера Linux. Умеет Cinelerra импортировать и экспортировать последовательности изображений в форматах PNG, TIFF, TGA, JPEG и RAW, таким образом любой фильм можно разбить на кадры. Поддерживаются плагины LADSPA. Список эффектов очень большой, все они доступны в отдельном окне Resources.

Перед началом работы с проектами рекомендую разобраться с доступными настройками и подобрать для себяоптимальные. В некоторых комбинациях кодеков и их параметров (хотя и не всегда) Cinelerra вылетает в Segmentation Fault. Если деваться не куда, то следует обратить внимание на возможность сохранения проекта на любом этапе. Для этого следуетлишь обратиться к пункту File в котором найдете две заветные команды “Save Backup” и “Load Backup”.

Раннее чтобы загрузить готовый файл в Cinelerra следовало первоначально создавать его описание, при помощи утилиты mpeg3toc входящей в его состав.

$ mpeg3toc movie.mpg index.toc

Для DVD все несколько иначе, здесь необходимо указывать на файл IFO:

$ mpeg3toc -v /cdrom/video_ts/vts_01_0.ifo dvd.toc

Сейчас просто указываем на файл выбрав его в меню, а нужный индексный файл создается автоматически. Хотя о здесь тоже возможны варианты, поэтому всегда следует помнить о наличии mpeg3toc.

При чем к проекту подключается именно это файл, а не фильм. Несколько файлов для редактирования можно загружать одним махом, нажав на Ctrl и отметив все файлы в окне выбора. Если загружать файлы по одному, следует обращать внимание на раскрывающийся список «Insertion strategy». Для добавления нового файла в проект к остальным, здесь должно быть выбрано «Append in new track». Следует учесть, что в Cinelerra имя файла набранное в кириллице выводится кракозябрами.

Еще одна возможность – пакетная обработка нескольких файлов, настройки которой можно найти в File->batch render. В этом случае каждому входному файлу будет соответствовать один выходной. При чем возможен рендеринг готового проекта в командной строке. Cinelerra в таком случае запускается строкой “cinelerra -r”.

Все настройки  текущего проекта Cinelerra хранит в XML файле понятного формата. Например бекап проектанаходится в $HOME/.bcast/backup.xml.

Еще одним из плюсов Cinelerra является возможность рендеринга файлов проекта сразу несколькими компьютерами, работающими в кластере (с поддержкой балансировки нагрузки). Графический интерфейс запускается только на основномкомпьютере, на подчиненных «slave node», просто производится выполнение команды “cinelerra –d”, а затем они по одномуподключаются в окне Cinelerra.

            Как и положено видеоредактору требования к железу у Cinelerra высокие, но несколько меньше чем у многих подобных решений из мира Windows. Хотя среди минимальных требований в одном из документов указан компьютер с 500 МГц процессором. Для серьезных проектов потребуется, что-то вроде дуал 2 Гц с 1 Гб ОЗУ и жестким диском побольше (и побыстрее). Требований к видеоплате особых нет, не нужно даже настраивать поддержку Direct Rendering. Но начиная с версии 2.1 появилась полная поддержка OpenGL, использование которой дает ускорение при выводе эффектов в реальном времени, особенно тех которые поддерживают OpenGL (blur, gradient, brightness, chromakey). Возможен и вывод на несколько мониторов.

Рекомендуемые требования к единичному компьютеру в кластере несколько ниже – процессор 2 Гц и 512 Мб ОЗУ. Но самое главное Cinelerra позиционируется, как 64-битный редактор. Поэтому разработчики настоятельно рекомендуют использовать 64-битные процессоры и версии систем. В такой комбинации Cinelerra работает на порядок быстрее, а главное стабильнее, чем в 32 битных. Во всяком случае Cinelerra стабильностью особенно ни когда не блистал, даже когда был еще Broadcastом, но в 64-битном варианте KUbuntu 7.04 на Athlon 64 X2 3600+ с 1 Гб ОЗУ я не помню, чтобы Cinelerra вылетал, как она это любит делать в аналогичной, но 32-битной версии KUbuntu.

Установка Cinelerra

Разработчики предоставляют исключительно исходные тексты редактора, я не помню, чтобы на сайте когда либо были пакеты. Поэтому первое время пользователи сами компилировали Cinelerra. Не смотря на то, что в документации сборка выглядит просто и состоит из традиционных ./configure, make и make install, на самом деле процесс на порядок сложнее и часто, чтобы увидеть редактор в работе приходилось изрядно полазить по форумам. Постепенно стали появляться пакеты для разных дистрибутивов. В начале это были RPM для RedHat, сейчас на странице cv.cinelerra.org/getting_cinelerra.php, можно увидеть список альтернативных репозитариев для всех популярных дистрибутивов. Так чтобы установить Cinelerra в 7.04 «Feisty Fawn» добавляем в /etc/source.list cтроку:

deb http://www.kiberpipa.org/~gandalf/ubuntu/feisty/cinelerra/i686/ ./

Обновляем список пакетов “sudo apt-get update” и устанавливаем:

$ sudo apt-get install cinelerra

Вот и все. Запускаем, через меню K-Мультимедиа или с командной строки.

Работа с Cinelerra

Не смотря на то, что премьеровские привычки не очень помогают, разобраться с особенностями Cinelerra особого труда не составит. Основные приемы работы с ним и некоторые возможности расписаны в документе Secrets of Cinelerra

(heroinewarrior.com/cinelerra/cinelerra.html), с которым я бы посоветовал познакомится в первую очередь. Документ хотя и на английском, но названия клавиш понятны и без перевода. После первого запуска появилось сообщение о необходимости изменения параметра shmmax отвечающего за наибольший допустимый размер сегмента распределенной памяти. Для этого под root’ом следует ввести:

# echo “0x7fffffff” > /proc/sys/kernel/shmmax

           меняем shmmax

Интерфейс у Cinelerra разделен на четыре независимых друг от друга окна, любое из которых можно закрыть или свернуть . Это окно «Resources» в котором показываются доступные ресурсы: эффекты и переходы, готовые клипы и другие мультимедийные файлы. Основное окно не подписанное в последней версии, называемое в документации «Timeline» на котором выводится временная линия проекта, где собственно и производятся все манипуляции с файлами проекта: подключение и удаление файлов, добавление эффектов, нарезка фрагментов, сохранение и восстановление резервной копии и прочее. Выделенный в этом окне фрагмент с примененными эффектами будет показан в окне «Compositor», что позволяет оценить сразу результат в полноразмерном окне.

 210.PNG

И наконец «Viewer» предназначен для просмотра выбранного видеоклипа и точной нарезки видео. В некоторых режимах появляются и другие окна. Так при захвате видео будут еще доступны: «Video In» в котором отображается видео, и параметры захвата выбираются в «Recording».

Не смотря на некоторые недостатки, в первую очередь проблемы со стабильностью и отсутсвие русскоязычной документации, Cinelerra можно назвать единственным решением профессионального уровня предназначенного для захвата и обработки видео. И что радует абсолютно бсплатно. Linux forever!

 

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *